Педиатрия

Corbis-42-59113938.jpg

За последние 50 лет движущей силой развития медицины была разработка лекарств и процедур для изменения патологической физиологии болезней. В результате основной стратегией со-временной медицины стала «стратегия штурма» - подход к лечению, сформировавшийся в ответ на открытие антибиотиков и развитие хирургической и обезболивающей техники. Болезнь рассматривается как нечто, с чем можно воевать путем нанесения выборочного удара, применяя, например, антибиотики, химиотерапию или хирургические вмешательства, не принимая во внимание возможный вред от подобного вмешательства организму в целом. В результате врач забывает о важности оказания поддержки и помощи всему организму, как будто время, выигранное при помощи лекарств или хирургических вмешательств, само по себе может вернуть здоровье человеку. Кроме того, значительная специализация и дифференциация в медицине привели к сосредоточению внимания врачей на отдельных локальных патологических процессах. В связи с этим стали утрачиваться личность больного, целостность организма и понимание тесной взаимосвязи физических, психических и социальных свойств человека. При этом ответственность за пациента как бы разделяется между многими специалистами узкого профиля и, фактически, её никто не несет. Всё это безмерно усложнило жизнь пациентов, которые вынуждены тратить много времени, прежде чем найдут лекаря для своей болезни.


Ваша культура здоровья – Ваша личная ответственность!


Современное понимание болезни включает в себя представление о защитных механизмах организма, прежде всего процессах адаптации и компенсации, которые активизируются при действии повреждающих факторов окружающей среды. Болезнь возникает в результате недостаточности адаптационных механизмов организма, их истощения и срыва. Дезадаптации предшествуют состояния различной степени напряжения устойчивости организма к действию факторов окружающей среды, которые в зависимости от запаса резервных возможностей организма протекают по-разному. Пограничные между здоровьем и болезнью состояния объединяют в один обширный класс донозологических (или преморбидных) состояний. И для врача и для пациента целесообразно распознавание изменений в состоянии здоровья именно на донозологическом этапе.


Особое значение приобретает ранняя диагностика нарушений состояния здоровья в детском возрасте, так как именно в этот период формируется тот потенциал здоровья, интеллекта, физической и творческой дееспособности, который реализуется взрослым человеком всю последующую жизнь. Формирование хронической патологии представляет собой итог взаимодействия индивидуально-го генетического фонда и средовых факторов, воздействующих на человека в детстве. Поэтому своевременная ранняя диагностика нарушений гомеостаза способствует сохранению здоровья детей и высокой работоспособности взрослого населения и является крайне актуальной медицинской и социальной зада-чей.


К сожалению, классические клинические подходы (то чему учат наших врачей в медицинских вузах) и диагностические возможности лечебно-профилактических учреждений на сегодняшний день, не способны решить эту задачу. Потому что методология оказания медицинской помощи нацелена на выявление заболевания, а не доклинических (пограничных) состояний, которые возникают первоначально в организме ребенка при воздействии неблагоприятных факторов. Наличие заболевания автоматически относит ребенка к 3 группе здоровья. А большинство наших детей (55-60%) относятся ко 2 группе здоровья. Это самая многочисленная, но наиболее обделенная вниманием медицинских работников группа детей. Они редко попадают на прием к врачу, до определенного момента у них не возникает проблем со здоровьем. Но в ситуации постоянно действующего стрессового фактора организм дает сбой, и возникают вначале функциональные нарушения. Однако при этих нарушениях жалобы неопределенны, изменения в состоянии здоровья малосимптомны, не имеют типичных проявлений, поэтому весьма сложно зафиксировать функциональные нарушения обычными методами диагностики. Родители обращаются за помощью к врачу, но специалист констатирует только отсутствие хронического заболевания. А в данной ситуации очень важно наблюдение в динамике, так как всегда остается риск перехода функционального нарушения в стойкое расстройство функции органа или системы, т.е. хроническое заболевание. Кроме того, массив данных, собираемых в процессе клинического обследования (в разное время, а не одномоментно; на разном диагностическом оборудовании; разными, по уровню квалификации, специалистами), оценивает состояние отдельных систем без взаимосвязи с другими системами, т.е. не учитывает адаптационный потенциал и способность организма к самокоррекции, и не отражает взаимосвязи между воздействующими на организм ребенка факторами риска и состоянием его здоровья. В результате полученные данные не позволяют составить прогноз о состоянии здоровья ребенка и дать конкретные индивидуальные рекомендации для родителей.


В тоже же время, прогресс в области медицинских технологий сделал возможным рас-познавание патологии на ранних стадиях, предшествующих возникновению развернутой клинической картины заболевания. Развитие компьютерных технологий позволяет быстро проанализировать полученные данные, выявить взаимосвязь между ними и дать конкретные рекомендации. Примером подобного симбиоза может служить комплекс медицинский спектрально-динамический (КМСД).


КМСД – это высокотехнологичное диагностическое оборудование, которое позволяет неинвазивными методами не требующими грубого вмешательства в организм (что особенно важно у детей) за короткое время (выполняется за час-полтора) провести комплексную оценку функционального состояния органов и систем, обеспечить раннее выявление заболеваний (база данных КМСД содержит около 8 тысяч эталонных маркеров) и оказать качественную помощь, исходя из индивидуальных особенностей организма маленького пациента. Эта технология позволяет снимать информацию с органов и систем организма вплоть до клеточного и субклеточного уровня, индивидуально подбирать препараты, которые максимально подходят данному пациенту. Кроме того, возможность провести во время обследования коррекцию позволяет в некоторых случаях сразу убрать проблему, если мы застали ее в самом начале, то есть, не дать болезни развиться.


Таким образом, КМСД позволяет обследовать детей, не мучая их малоприятными, а по-рой и опасными процедурами, знакомство с которыми часто приводит к формированию у юных пациентов «синдрома белого халата». При этом есть возможность с определенной степенью точности, которая колеблется в пределах от 90 до 95% в зависимости от профиля применения, выяснить истинную причину недомоганий ребенка и подобрать индивидуальный курс восстановления с учетом всех его проблем. Также, за счет персонифицированного подбора дозировок рекомендуемых препаратов можно существенно снизить их количество, не перегружая организм пациента, а позволяя ему быстрее адаптироваться и восстановить собственные ресурсы здоровья, что особенно важно с учетом распространенности аллергических реакций среди наших детей.


КМСД в детской практике позволяет:


  • получить качественную оценку состояния клетки, органа, системы, организма в целом
  • проверить наличие вирусов, бактерий, грибков, паразитов и пр.
  • установить причину функционального нарушения
  • оценить характер проблемы (риск заболевания или уже сформированная патология)
  • осуществить персонифицированный подбор комплементарных (индивидуально эффективных и в то же время менее вредных) лечебно-профилактических препаратов, включая аллопатические (т.н. обычные аптечные), натуральные (травы, биодобавки) и гомеопатические
  • дать персонифицированные рекомендации по питанию с учетом переносимости отдельных продуктов
  • провести во время обследования коррекцию нарушений

Использование КМСД выводит профессиональную деятельность врача на качественно иной уровень.


Педиатр, имея на вооружении КМСД, может работать по следующим направлениям:



Таким образом, использование КМСД позволяет врачу осуществлять целостный подход в оценке состояния организма ребенка и его лечения, тем самым, воплощая на практике идею интегральной медицины.