07.09.2011

Укрепление здоровья детей


Укрепление здоровья детей

научный руководитель ООО «Спектрально-динамические системы» доктор медицинских наук, профессор Ростовцев В.Н., Марченкова И.Б.

Здоровье детей кроме собственной самоценности, кроме очевидной экономической и оборонной ценности, имеет главную, а именно - репродуктивную ценность. Иными словами, от здоровья наших детей зависит здоровье наших внуков и правнуков, то есть здоровье нашего рода и нашего народа. Укрепление здоровья в строгом медико-технологическом смысле есть оздоровление. Вместе с тем принято считать, что средствами укрепления здоровья являются не только технологии оздоровления, но также технологии первичной профилактики, лечения, реабилитации и вторичной профилактики - основные технологии укрепления здоровья детей.

Здоровье имеет три тесно связанных аспекта - генетический, духовно-нравственный и физический [1].

Главным источником здоровья является культура, включая культуру генетического здоровья, духовно-нравственную культуру, физическую и гигиеническую культуру [2].

В детском и подростковом возрасте наиболее активно реализуются процессы формирования здоровья (саногенеза) и процессы формирования рисков (рискогенеза). Отсюда ясно, что в этом возрасте наиболее эффективны медицинские, педагогические и социальные технологии оздоровления и первичной профилактики.

Оздоровление необходимо всем, а первичная профилактика - группам риска. Выявление групп риска по различной патологии опирается на соответствующие методы и средства диагностики рисков. Диагностику риска, то есть установление факта наличия риска, осуществляют на различной основе, включая учет факторов риска, специальные опросники и тесты, а также диагностическую аппаратуру, которая позволяет выявлять риски заболеваний.

В настоящее время состояние здоровья детей и подростков характеризуется ростом заболеваемости психическими расстройствами и болезнями костно-мышечной системы, отравлениями, сколиозом и миопией. В структуре хронической заболеваемости подростков отмечается высокая доля заболеваний эндокринной, пищеварительной, мочеполовой, костно-мышечной и нервной систем. Особую значимость приобретают также психосоматические расстройства, пограничные психические состояния. Наблюдается тенденция к росту рискованного поведения подростков и связанной с этим утратой здоровья, прежде всего репродуктивного.

Высокий уровень заболеваемости детей и подростков свидетельствует о высокой доле среди них лиц с реализованными нозологическими рисками, и, соответственно, о высокой интенсивности процессов рискогенеза.

Неблагоприятная ситуация со здоровьем детей и подростков в целом, и подростков групп риска в частности, во многом обусловлена социальной средой. При этом у подростков практически отсутствует понимание первостепенной значимости для здоровья духовно-нравственных качеств личности. На первое место среди действий, которые нужно предпринимать, чтобы быть здоровыми большинство подростков (82,9%) ставит соблюдение правил личной гигиены.

Детерминанты здоровья и рисков

Будем исходить из того, что здоровье это результат гармоничного индивидуального развития (онтогенеза). Индивидуальное развитие охватывает всю совокупность процессов развития, от стадии оплодотворённого яйца и до конца жизни. Для гармоничного индивидуального развития необходимы: гармоничный генотип, гармоничное выращивание и воспитание детей, а также гармоничная социальная и экологическая среда.

Гармоничный генотип обеспечивает качественную генетическую программу индивидуального развития и определяет потенциально высокий уровень здоровья своего обладателя. Генетическая дисгармоничность разрушает здоровье.

В социальном плане формированию гармоничных генотипов содействует культура брачного выбора. Культурные традиции брачного выбора способствуют генетически оптимальным (внутриэтническим) бракам.

Дисгармоничность генотипа человека в абсолютном большинстве случаев является следствием генетически существенно отдалённых (межэтнических) браков. Генетическая дисгармоничность, создаваемая межэтническим смешением (сегрегационный генетический груз), оказывается столь значительной, что не может быть естественным образом элиминирована природными системами защиты генетической гармоничности ранее, чем через несколько поколений.

Значимость генетической гармоничности для здоровья не отрицает и не умаляет огромный здоровьеформирующий потенциал гармоничного воспитания детей.

Реализация генетического потенциала здоровья определяется гармоничностью внутрисемейной и внесемейной среды. Внутрисемейная среда - это условия воспитания и выращивания ребёнка, внесемейная - социальные и экологические факторы. Основу гармоничной внутрисемейной среды составляет высокий уровень её духовно-нравственной культуры. Духовная и нравственная гармоничность семьи формируется на основе нормальной системы ценностей, когда во главу угла ставится жизнь и здоровье детей, в том числе и будущих.

Гармоничность социальной среды зависит от фактического уровня духовно-нравственного развития общества. В последние десятилетия социум, мягко говоря, не способствует поддержанию духовно-нравственной культуры. Деградация духовно-нравственной культуры социума породила проблему роста частоты психических зависимостей (алкогольных, наркотических, игровых и других), роста заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем и психосоматическими болезнями.

Для обеспечения здоровья важны системы защиты здоровья во всех его аспектах - генетическом, духовно-нравственном (психическом) и физическом [2]. Аспекты здоровья и основные системы его защиты приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Аспекты здоровья и основные системы его защиты

Аспекты здоровья Основные системы защиты здоровья
Генетическое здоровье Культура брачного выбора
Системы защиты генетической гармоничности
Духовно-нравственное здоровье Духовно-нравственная культура
Системы рефлексивной психической защиты здоровья
Физическое здоровье Гигиеническая культура
Физическая культура
Системы детоксикации
Иммунная система

Современные представления об истоках здоровья и путях его формирования можно обобщить в виде трёх основных законов саногенеза.

  1. Здоровье индивида предопределяется гармоничностью генотипа, гармоничностью онтогенеза, нравственностью воспитания и доопределяется (в пределах нормы реакции индивидуальной конституции) его культурой здоровья (духовной, гигиенической, питания, химической, физической).
  2. Здоровье рода и народа предопределяется культурой воспроизводства здоровья в поколениях и доопределяется (в пределах Конституции государства) духовно-нравственной культурой социума и качеством оздоровительно-профилактической медицинской помощи.
  3. Причинные факторы здоровья (генетические и онтогенетические) и модулирующие факторы среды (социальные и экологические) реализуют своё действие через системы защиты здоровья (социальные, психические, соматические).

Уровень здоровья индивида во многом определяется гармоничностью его систем защиты здоровья, обусловленной гармоничностью его генотипа и гармоничностью его онтогенеза. Любые проявления дисгармоничности, как на уровне генотипа, так и на уровне индивидуального развития, являются источниками рисков здоровью индивида. Основные источники рисков, виды рисков и формируемые при их реализации типы патологии приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Источники рискогенеза

Тип паталогии Основные риски Источники рисков
Соматическая Генетические
Онтогенетические
Гигиенические
Генетическая дисгармоничность
Дисгармоничность воспитания и выращивания
Низкая культура здоровья
Психосоматическая Генетические
Онтогенетические
Психоэмоциональные
Генетическая дисгармоничность
Дисгармоничность воспитания
Духовные дефициты
Психозависимая
(алкоголизм, наркомания и т.д.)
Генетические
Онтогенетические
Поведенческие
Генетическая дисгармоничность
Дисгармоничность воспитания
Нравственные дефициты
ИППП-ВИЧ Гинетические
Онтогенетические
Поведенческие
Генетическая дисгармоничность
Дисгармоничность воспитания
Нравственные дефициты

Из таблицы 2 видно, что основными источниками рисков являются: генетическая дисгармоничность (сегрегационный генетический груз), онтогенетические дисгармоничности, духовные и нравственные дефициты вследствие дисгармоничного воспитания, низкий уровень культуры здоровья.

Генетическая дисгармоничность препятствует нормальному развитию систем защиты здоровья и является источником риска всех основных типов патологии.

Онтогенетическая дисгармоничность усиливает генетические риски, онтогенетическая гармоничность их ослабляет.

Духовные дефициты возникают в результате деформации системы мировоззренческих ценностей в процессе воспитания и приводят к развитию психоэмоциональных рисков. Реализация психоэмоциональных рисков лежит в основе возникновения психосоматических заболеваний.

Нравственные дефициты являются следствием духовных. Нравственные дефициты нарушают формирование адекватных мотиваций и критериев выбора, осознание ответственности за результаты своего поведения. Нравственные дефициты формируют поведенческие риски. Реализация поведенческих рисков приводит к развитию психозависимостей, а также ИППП-ВИЧ.

Низкий уровень культуры здоровья обусловлен отсутствием правильных представлений о здоровье и его формировании. Он создаёт гигиенические риски, препятствует возможности выработки здоровьесберегающего поведения и формирует предпосылки (брачное поведение) для возникновения генетических рисков.

Общий реальный риск патологии можно представить состоящим из следующих 4-х компонент: генетической, средовой, поведенческой и физиологической. Реальный риск патологии всегда является суммой отдельных компонент риска (таблица 3).

Таблица 3.

Суммирование компонент риска.

Компонент риска Смысловое содержание
Средовая
+
Социальные и (или) экологические провокации
Поведенческая
+
Несоблюдение норм нравственной и гигиенической культуры
Физиологическая
=
Физиологическая подверженность
(стресс, напряжение, утомление, охлаждение и т.п.)
Общий реальный риск паталогии Совокупное действие факторов, соответствующих каждой компоненте риска

каждой из компонент риска в общий реальный риск патологии могут сильно различаться. Поэтому только низкие величины всех компонент риска гарантируют низкий реальный риск.

Реальный риск конкретного заболевания, который называют нозологическим риском, принято оценивать в процентах (таблица 4).

Таблица 4.

Шкала нозологического риска.

ВЕЛИЧИНА РИСКА(%) ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ВЕЛИЧИНЫ РИСКА
91-100 Манифестация
81-90 Латентные процессы
71-80 Высокие риски
51-70 Актуальные риски
31-50 Низкие риски
0-30 Исходные риски

Реализация нозологического риска связана с нарастанием величины риска от исходного значения, не превышающего 30%, до значений, обусловливающих развитие манифестной формы заболевания, то есть до величины, превышающей 90%. Коррекцию риска (первичную профилактику) целесообразно начинать на уровне актуального риска, т.е. при величине риска более 50%. На уровне низких рисков показана оздоровительная медицинская помощь.

Укрепление здоровья детей

Социогенная природа основных рисков (таблица 2) демонстрирует принципиальную невозможность достижения цели укрепления здоровья детей только за счёт ресурса системы здравоохранения. Реальное укрепление здоровья детей и подростков требует усилий не только со стороны сектора здравоохранения, но и обязательных общегосударственных и общенародных усилий.

Многосекторный подход. Многосекторный подход предполагает участие всех основных секторов социума: правительство и парламент, образование, здравоохранение, СМИ, неправительственные организации. Основные задачи секторов приведены в таблице 5.

Таблица 5.

Основные задачи секторов в рамках стратегии

Сектор Основные задачи
Правительство и парламент Идеологическая, кадровая, бюджетная и налоговая политика
Профилактическое законодательство
Координация деятельности секторов
Образование(дошкольное и школьное, среднее специальное и высшее) Нравственное воспитание
Гигиеническое воспитание
Формирование культуры здоровья
Физическое воспитание
СМИ Оздоровление духовно-нравственной среды
Пропаганда культуры здоровья
Здравоохранение Медицинское оздоровление
Первичная профилактика
Лечение и реабилитация
Вторичная профилактика
Социальное обеспечение Психосоциальная поддержка
Адресные пособия
Бытовая безопасность
Закон и правосудие Поддержка семьи
Сельское хозяйство и пищевая промышленность Пищевые стандарты продуктов питания
Политика ценообразования
Обучение потребителей
Неправительственные организации Содействие духовно-нравственному оздоровлению общества
Выполнение целевых медико-социальных проектов

Решение всеми секторами соответствующих им задач приведёт к существенному ослаблению интенсивности процессов рискогенеза в отношении всех основных видов риска и, соответственно, снижению общего реального риска психозависимостей, инфекционной, соматической и психосоматической патологии.

На уровне правительства и парламента должны решаться следующие задачи: выработка идеологии, способствующей духовно-нравственному оздоровлению общества, разработка мер кадровой, бюджетной и налоговой политики, разработка профилактического законодательства, исключающего или хотя бы ограничивающего действие потенциально вредоносных социальных норм (в том числе связанных с так называемыми правами человека), а также регламентирующего виды, объёмы и сроки профилактической работы с родителями, детьми и подростками. На этот же сектор следует возложить и функции координации деятельности всех секторов.

Основные задачи сектора образования (дошкольного, школьного, специального и высшего) связаны с необходимостью нравственного, гигиенического и физического воспитания, а также с необходимостью формирования правильных знаний о здоровье и его становлении. В деятельности сектора образования важно соблюдение принципов преемственности и учёта возрастной специфики педагогических, образовательных и просветительных мер.

Задачами средств массовой информации являются оздоровление духовно-нравственной среды и пропаганда культуры здоровья. Для решения этих задач СМИ необходимо в доступной для восприятия детьми и подростками форме пропагандировать нормальную систему ценностей, основанную на приоритете самоценности жизни и здоровья индивида, семьи, рода, народа и социума; прививать нормы нравственного поведения, основанного на ответственном отношении к жизни и здоровью, и не только своему, но и к здоровью своих будущих детей; предлагать правильные знания о здоровье и путях его формирования, а также прививать культуру здоровья и брачную культуру, основанную на высоких духовно-нравственных позициях.

На сектор здравоохранения возлагаются задачи медицинского оздоровления, первичной профилактики, лечения и реабилитации, вторичной профилактики. Задачи лечения, реабилитации и вторичной профилактики актуальны для контингентов с реализованным риском. Задачи первичной профилактики актуальны для контингента со средним и высоким уровнем реального риска патологии. Задачи оздоровления актуальны для всех контингентов детей и подростков вне зависимости от наличия и уровня риска, либо его реализации.

Сектор социального обеспечения решает задачи адресной социальной поддержки, как психологической, так и материальной.

В задачу сектора закона и правосудия входит разработка и поддержка реализации законодательства, направленного на укрепление семьи.

Сектор сельского хозяйства и пищевой промышленности должен обеспечить разработку пищевых стандартов на продукты питания, производство качественной пищевой продукции, обучение потребителей правилам выбора продукции, а также обеспечить разумное ценообразование, прежде всего на продукцию для детского питания.

Реализации этих же задач должен содействовать и сектор неправительственных организаций в рамках выполнения различных целевых медико-социальных проектов.

Профилактический подход. Профилактический подход означает абсолютный приоритет профилактических мероприятий и технологий в работе каждого сектора.

В широком смысле профилактика включает любые мероприятия и технологии, направленные на оздоровление, первичную профилактику и вторичную профилактику заболеваний и их рисков.

Профилактический подход предполагает проведение различных профилактических мероприятий как индивидуального и группового, так и массового характера. Диапазон возможных технологий охватывает медицинские, медико-социальные, медико-педагогические технологии, технологии формирования общественного сознания.

Комплексное целенаправленное использование различных технологий в рамках профилактического подхода позволит существенно влиять на различные виды рисков, снижая тем самым уровень общего реального риска, как для индивида, так и для различных категорий детей и подростков. Следует подчеркнуть особую эффективность комплексных профилактических технологий при профилактике патологии, связанной с реализацией поведенческих рисков, и, прежде всего, психозависимостей.

Адресный подход. Адресный подход требует, чтобы любое профилактическое мероприятие было адресным, то есть направленным на конкретный объект профилактики и на конкретный субъект профилактики. Объектами профилактики могут быть ИППП-ВИЧ, психозависимая патология, соматические и психосоматические заболевания. Субъектами профилактики могут быть индивиды с наличием риска, группы риска и группы потенциального риска.

Адресный подход требует развития методов диагностики рисков. Для эффективного воздействия на рискогенез необходимо располагать методами оценок основных компонент риска - генетического, психо-эмоционального, поведенческого и гигиенического, а главное - располагать средствами диагностики нозологических рисков, то есть специальной диагностической аппаратурой, способной выявлять риски всех основных типов патологии.

Средства укрепления здоровья детей.

Организационные средства. Вполне очевидно, что наиболее эффективной является работа с лицами, которые имеют актуальные, то есть не очень высокие риски, когда есть время до момента начала их реализации. Для этой наиболее важной профилактической работы, которая в равной степени касается детей и подростков, абсолютно необходимо создание сети детских оздоровительно-профилактических консультаций (ДОПК). ДОПК могут создаваться в детских поликлиниках, детских центрах здоровья и в любых других организациях здравоохранения. ДОПК призваны обеспечивать индивидуальную оздоровительно-профилактическую работу среди различных контингентов детей.

Отдельной задачей является профилактическая работа с группами актуального и высокого поведенческого риска. Для решения этой задачи необходима сеть детских психологических консультаций (ДПК). Функции ДПК может выполнять школьный психолог. Для этого достаточно некоторой дополнительной профессиональной подготовки и осознания того, что психологическое консультирование поведенческих рисков является основополагающей технологией профилактики ИППП-ВИЧ и психозависимостей.

Разработка организационных средств и форм укрепления здоровья детей и подростков для секторов образования и СМИ с очевидностью требуют консолидированных усилий специалистов этих секторов под руководством специалистов сектора здравоохранения в рамках небюрократической рабочей структуры типа общественного проблемного совета.

Технологические средства. Технологическим базисом укрепления здоровья является диагностика рисков, без которой невозможна индивидуальная профилактика.

Наиболее эффективным технологическим средством диагностики нозологических рисков для ДОПК на сегодняшний день является метод спектрально-динамической функциональной диагностики (метод СД-диагностики), реализуемой с помощью Комплекса медицинского спектрально-динамического (КМСД). Метод СД-диагностики основан на принципе распознания образов. Осуществляется распознание физиологических и патологических функциональных процессов в организме пациента на уровне волновой компоненты этих процессов [3-6].

Суть метода заключается в распознавании СД-образов волновых маркеров в общей СД-структуре волнового поля пациента.

Распознавание волновых процессов позволяет выявить достаточно широкий круг функциональных процессов, а также состояний, поскольку всякое состояние имеет в своей основе стационарный процесс.

Метод предназначен главным образом для доклинической (первичной) диагностики, которая включает диагностику рисков, латентных форм и ранних стадий распространенных заболеваний [4, 5].

Пассивный режим диагностики КМСД позволяет проводить оздоровительно-профилактическое консультирование беременных женщин, младенцев, детей любого возраста, подростков, молодёжи и взрослых по всем органам и системам организма. Своевременная диагностика рисков с помощью КМСД является основой эффективной первичной профилактики заболеваний. Также важна возможность выявления с помощью КМСД латентных форм и ранних стадий заболеваний у детей.

Для обеспечения работы ДПК, то есть для психологического консультирования поведенческих рисков сегодня существуют специальные опросники, которые позволяют выявить даже потенциальные поведенческие риски. Например, опросник для диагностики подверженности рискованному половому поведению и выявлению групп риска ИППП у подростков позволяет формировать группы риска ИППП среди тех подростков, которые еще не начинали половую жизнь. Профилактическая работа с такими группами дает максимальную эффективность [7-10].

В целом, медицинская деятельность по укреплению здоровья детей включает два технологических блока. Первым является блок первичной профилактики, который включает технологии диагностики рисков, медицинского оздоровления и первичной профилактики. Вторым является блок вторичной профилактики, который включает технологии лечения, реабилитации и вторичной профилактики.

Исключительно важно понимать, что первый блок в сравнении со вторым имеет на порядок более высокую эффективность и на несколько порядков более высокую рентабельность.

Вместе с тем, даже при очень высокой эффективности первичной медицинской профилактики, задачи укрепления здоровья детей невозможно решить в полном объеме только в рамках системы здравоохранения без общегосударственных программ (правительство и парламент), без программ дошкольного и школьного воспитания (система образования) и без реформы деятельности СМИ.

Литература

  1. В.Н. Ростовцев Основы здоровья. Мн.: Минсктиппроект, 2002. - 110 с.
  2. Ростовцев В.Н., Ростовцева В.М. Основы культуры здоровья. Пособие для учителей, классных руководителей. - Минск: изд. Национального института образования, 2008. - 120 с.
  3. Ростовцев, В.Н. Диагностическая эффективность КМСД /В.Н. Ростовцев, А.П. Рубан, А.В. Круковская [Электронный ресурс]: Статьи. - 2010. - Режим доступа: http://www.kmsd.su
  4. Ростовцев, В.Н. Новое направление медицинской помощи /В.Н. Ростовцев [Электронный ресурс]: Статьи. - 2010. - Режим доступа: http://www.kmsd.su
  5. Ростовцев, В.Н. Первичная диагностика /В.Н. Ростовцев [Электронный ресурс]: Статьи. - 2011. - Режим доступа: http://www.kmsd.su
  6. Ростовцев, В.Н. Волновые процессы и биосистемы /В.Н. Ростовцев, М.П. Бондарь [Электронный ресурс]: Статьи. - 2010. - Режим доступа: http://www.kmsd.su
  7. Протько Н.Н., Марченкова И.Б., Ростовцев В.Н. Диагностика подверженности и профилактика рискованного полового поведения молодежи: Учебно-методическое пособие - Минск.: БелМАПО,- 2007.- 15 с.
  8. Ростовцев В.Н., Протько Н.Н., Марченкова И.Б. Надежность метода диагностики подверженности рискованному половому поведению и выявления групп риска инфекций, передающихся половым путем. // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2008. - №4. - С.60-66.
  9. Ростовцев В.Н., Протько Н.Н., Марченкова И.Б. Валидность, диагностическая эффективность и репрезентативность метода диагностики подверженности рискованному половому поведению и выявления групп риска инфекций, передающихся половым путем. // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2009. - №1. - С.88-92.
  10. Протько Н.Н., Марченкова И.Б, Ростовцев В.Н. Метод диагностики подверженности рискованному половому поведению и выявления групп риска инфекций, передающихся половым путем. // Русский журнал "СПИД, рак и общественное здоровье". - Т.13, №1(26), 2009. - С. 105-109.
Вернуться к статьям
Подпишитесь на наши новости